Оспаривание сделок при банкротстве: как защититься?

Оспаривание сделок при банкротстве – дело трудоёмкое, включающее многочисленные нюансы. Всё дело в появлении дельцов, стремящихся задействовать данный законный инструмент для воплощения в жизнь “серых схем”.

В последнее время я все чаще сталкиваюсь с ситуациями, когда процедура банкротства используется как инструмент для достижения целей, далеких от реальной финансовой несостоятельности. Чаще всего, это:

Использование банкротства для оспаривания сделок в интересах бенефициаров должника;
Инструмент разрешения корпоративных конфликтов или сведения счетов через привлечение к субсидиарной ответственности.

Подобные злоупотребления наносят ущерб добросовестным участникам рынка, будь то покупатели имущества “банкрота” или лица, входившие в его руководство.

Как бороться с недобросовестным банкротством?

Вкратце, необходимо доказывать, что процедура преследует иные цели. В своей практике я активно защищаю сделку или руководителя, используя этот аргумент, что часто приводит к успеху.

Базовый принцип: недопустимость использования банкротства для разрешения корпоративных конфликтов и достижения целей, не предусмотренных законодательством о банкротстве. (Определение ВС РФ от 15.05.24 № 301-ЭС21-23374)

Что делать, если вашу сделку оспаривают?

Распространенный сценарий: покупатель добросовестно приобрел имущество у будущего должника, а затем получает заявление об оспаривании сделки. В таких случаях, когда это делается злонамеренно в пользу связанных кредиторов, должник преследует цель вернуть имущество в конкурсную массу. Поэтому они знают о сделке больше, чем независимые кредиторы или управляющий. В деле могут возникать надуманные аргументы о связи покупателя с должником, о деталях переговоров по сделке, о выводе должником полученных средств.

Не буду описывать все аргументы защиты, коснусь лишь одного.

Что необходимо предпринять?

Ищите признаки связи кредитора или кредиторов с должником. Это может быть:

  • Общие представители в различных судебных процессах;
  • Необычная история возникновения долга (например, кредитор долгое время не взыскивал задолженность);
  • Связанность руководства кредитора и должника;
  • Информация из открытых источников (в моей практике руководители кредитора и должника вместе выступали на конференции, представляя себя партнерами по бизнесу).

Проводите мини-расследование. В таких схемах всегда есть ошибки.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest